Методическая разработка урока алгебры в 9 классе по теме «Стохастическая линия в математике»
Предмет:алгебра
Класс:9
Тема:Стохастическая линия в математике
Тип:Урок углубления знаний и их интеграция
Цель:- повторение основных стохастических линий, закрепление знаний при выполнении заданий, проверить уровень усвоения материала; - развитие логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике; - воспитание умений работать в парах, самостоятельно, коллективно; - формирование математической компетентности учащихся.
Задачи:
образовательные:
· Вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
· с помощью технологии веб-квест, работая с Интернет-ресурсами сформировать представление у учащихся о стохастической линии развивающие: · развивать интерес к предмету, творческих способностей воображения учащихся;
· формировать навыки исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами;
· расширять кругозор, эрудицию. воспитательные:
· воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение выбранной работы.
· создание условий для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности.
Я рада приветствовать Вас на уроке математики и
прошу обратить внимание на доску. Прочитай, Полина, что написано.
Как Вы понимаете это высказывание?
Абсолютно точно! Это высказывание будет девизом
нашего сегодняшнего урока! Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать и только
так получать знания по математике!
А какую тему мы изучаем, какую область математики мы
«осиливаем» сейчас?
Что из этого раздела мы уже знаем и умеем?
Чтобы продуктивно работать на уроке, нам нужно
достать из наших сундучков знания, которые мы уже имеем.
(присаживаются)
Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий!
(пример ответа ученика) Я понимаю это так: если
человек знает куда идти, то он осилит дорогу, также и в математике, если ты
мыслишь, то встречаясь с проблемой, всегда сможешь найти способ её решения!
Слайд
«Дорогу осилит
- идущий, математику – мыслящий!»
2 этап. Подготовительная работа.
Введение. 8 мин
Предлагаю Вам совершить путешествие в стохастический
мир математики. Нам поможет в этом веб-квест «Стохастическая линия в
математике».
Веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры,
для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Открываем страницу «Введение».
Учащиеся на указанном сайте открывают страницу
«Введение»
Ученики знакомятся с материалом, просматривают видео
- фрагмент, получают задание
Зарождение теории
вероятностей относится к середине 17 века и связано с именами французских
ученых Б. Паскаля (1623-1662) и П. Ферма (1601-1665). Ими были рассмотрены
многие задачи, возникающие в так
называемых азартных играх.
В те же годы в связи с
задачами теории вероятностей была развита комбинаторика, появились понятия
размещения, перестановки, сочетания.
В 18 веке началось бурное
развитие теории вероятностей, которое продолжается до настоящего времени.
3 этап. Выполнение задания 20 мин
Работа над квестом займет у вас два урока.
На первом уроке Вам необходимо
разделиться на группы (по 3-4 человека), выбрать роль,
познакомиться с ролевыми заданиями. Перед началом работы ознакомьтесь с
критериями оценивания! Каждой группе необходимо выполнить свое
задание-проект, используя предлагаемый информационный материал.
Второй урок будет посвящен защите
ваших проектов и их оцениванию.
Учащиеся выбирают для себя роль, знакомятся с критериями оценивания,
объединяются в группы по выбранным ролям.
роли
Выберите для своей группы одну из следующих ролей:
·журналисты
Вам необходимо, изучив биографию
Эйлера, провести исследовательскую работу, в ходе которой вы должны найти
малоизвестные стороны жизненного и творческого пути великого ученого.
Результат представить в виде заметки для научно-популярного издания под
названием "Неизвестный Эйлер" в рубрику "Знаете ли Вы..."
(выполнить с помощью текстового редактора).
·Статисты
Вам
нужно найти ответ на вопросы:
1.Что относится
к элементам статистики?
2.Как
изображаются статистические данные?
3.Привести
пример опроса своих одноклассников
4.Результат
представить в виде мультимедийной презентации + показать умение строить
различные диаграммы
·Исследователи
теории множеств
Вам предстоит познакомиться с практическим
применением кругов Эйлера, разбирая сюжетные задачи. Результат вашей работы -
буклет с примерами применения кругов Эйлера в практической деятельности +
показать решение одной наиболее интересной задачи.
·Исследователи комбинаторики
Вам предстоит
выяснить, какие простейшие комбинации применяются в комбинаторике для решения
задач и рассмотреть их формулы. Результат вашей работы – сообщение с
примерами задач
·математики
Вам будет сложнее всего.
Ваша задача - в течение урока правильно решить предложенные
задачи, показав умение применять полученные сведения, и к концу урока
правильно собрать адрес веб-страницы
Учащиеся на указанных для их группы сайтах находят
нужную информацию, изучают ее и результат представляют в соответствии с
полученным заданием.
Каждая группа выполняет свое
задание с помощью учителя.
1 гр – заметка для рубрики
«Знаете ли вы…»
2 гр – презентация диаграмм статистики
3 гр- буклет с кругами
Эйлера
4 гр- сообщение
5 гр- оформление
веб-страницы
Общий
план работы
1.Выберите для себя одну из ролей, от лица которой
вам бы хотелось пройти веб - квест, по этому принципу объединитесь в группы. 2. Внимательно
изучите задание своей группы (роли). 3.Распределите роли в вашей группе (каждый
участник может собирать материал по конкретному вопросу, это сэкономит ваше
время). 4.Результатом
работы может стать презентация, стенгазета, буклет, справочник или устное
выступление. 5.
Подготовьтесь к защите свой работы, которая будет происходить на уроке
математики. 6. После
защиты работ проведите индивидуальную рефлексию , оценив свою работу и
работу всей группы.
5 этап. Обсуждение результатов.
20 мин
Учитель
оценивает проекты
Учащиеся выступают перед классом,
показывая результат своей работы
6. Решение задачи (работа в парах) –5 мин
Предлагает на закрепление решить следующую задачу по
комбинаторике
Ученики в парах решают одну из предложенных задач
1. В субботу в 5 «А» классе 5 уроков:
физкультура, русский язык, литература, ИЗО, математика. Сколько можно
составить вариантов расписания на день? Сколько можно составить вариантов
расписания на день, зная, что математика – последний урок?
2. Участники лыжных
соревнований стартуют с интервалом в 30 секунд. Чтобы определить порядок
старта, спортсмены тянут жребий, определяющий номер старта. Сколько
существует различных последовательностей выхода лыжников на старт, если в
соревнованиях принимает участие 6 лыжников. Через какой промежуток времени
все спортсмены будут на лыжне?
7. Рефлексия урока – 2 мин
Какова была цель урока?
Достигли ли мы цели урока?
. Решена ли проблема, поставленная в начале урока?
Какие трудности возникли? Соответствовал ли наш эпиграф уроку?
(Отвечают на поставленные вопросы, анализируя
собственную деятельность на уроке)
7. Домашнее задание – 3 мин
Записываем домашнее задание. Решить задачи №1,№2.
есть ли вопросы?
(контролирует запись домашнего задания в дневник или
тетрадь)
(записывают, задают вопросы при возникновении
таковых)
1.
Сколько трёхзначных чисел можно составить, используя цифры 3 и 5?
2. Андрей зашел в магазин, чтобы купить майки. В
магазине оказались майки четырех цветов: белые, голубые, красные, черные.
а) Сколько вариантов
покупки есть у Андрея, если он хочет купить две майки?
Подсказка: обозначьте цвета маек буквами Б, Г, К, Ч.
Составьте дерево возможных вариантов
б) Сколько вариантов покупки есть у Андрея, если он
хочет купить две майки разного цвета?