Предмет:алгебра
Класс:9
Тема:Стохастическая линия в математике
Тип:Урок углубления знаний и их интеграция
Цель:- повторение основных стохастических линий, закрепление знаний при выполнении заданий, проверить уровень усвоения материала; - развитие логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике; - воспитание умений работать в парах, самостоятельно, коллективно; - формирование математической компетентности учащихся.
Задачи:
Методы:проблемно-поисковый, исследовательский
технология: Урок веб - квест
Оборудование: ПК с выходом в Интернет, мультимедиа проектор, карточки с задачами для самостоятельной работы по новой теме.
Формы работы:самостоятельная, работа в парах, групповая работа.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оформление доски |
1. Организационный момент - 2 мин |
||
Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь! (приветствие)
Я рада приветствовать Вас на уроке математики и
прошу обратить внимание на доску. Прочитай, Полина, что написано.
Как Вы понимаете это высказывание?
Абсолютно точно! Это высказывание будет девизом
нашего сегодняшнего урока! Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать и только
так получать знания по математике! А какую тему мы изучаем, какую область математики мы
«осиливаем» сейчас?
Что из этого раздела мы уже знаем и умеем?
Чтобы продуктивно работать на уроке, нам нужно
достать из наших сундучков знания, которые мы уже имеем. |
(присаживаются)
Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий!
(пример ответа ученика) Я понимаю это так: если
человек знает куда идти, то он осилит дорогу, также и в математике, если ты
мыслишь, то встречаясь с проблемой, всегда сможешь найти способ её решения!
|
Слайд «Дорогу осилит
- идущий, математику – мыслящий!» |
2 этап. Подготовительная работа.
Введение. 8 мин |
||
Предлагаю Вам совершить путешествие в стохастический
мир математики. Нам поможет в этом веб-квест «Стохастическая линия в
математике». Веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры,
для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Открываем страницу «Введение».
|
Учащиеся на указанном сайте открывают страницу
«Введение» Ученики знакомятся с материалом, просматривают видео
- фрагмент, получают задание
|
видеофильм
Зарождение теории
вероятностей относится к середине 17 века и связано с именами французских
ученых Б. Паскаля (1623-1662) и П. Ферма (1601-1665). Ими были рассмотрены
многие задачи, возникающие в так
называемых азартных играх. В те же годы в связи с
задачами теории вероятностей была развита комбинаторика, появились понятия
размещения, перестановки, сочетания. В 18 веке началось бурное
развитие теории вероятностей, которое продолжается до настоящего времени.
|
3 этап. Выполнение задания 20 мин |
||
Работа над квестом займет у вас два урока. На первом уроке Вам необходимо
разделиться на группы (по 3-4 человека), выбрать роль,
познакомиться с ролевыми заданиями. Перед началом работы ознакомьтесь с
критериями оценивания! Каждой группе необходимо выполнить свое
задание-проект, используя предлагаемый информационный материал. Второй урок будет посвящен защите
ваших проектов и их оцениванию.
|
Учащиеся выбирают для себя роль, знакомятся с критериями оценивания,
объединяются в группы по выбранным ролям. |
|
роли |
||
Выберите для своей группы одну из следующих ролей: ·
журналисты
Вам необходимо, изучив биографию
Эйлера, провести исследовательскую работу, в ходе которой вы должны найти
малоизвестные стороны жизненного и творческого пути великого ученого.
Результат представить в виде заметки для научно-популярного издания под
названием "Неизвестный Эйлер" в рубрику "Знаете ли Вы..."
(выполнить с помощью текстового редактора).
·
Статисты Вам
нужно найти ответ на вопросы: 1.Что относится
к элементам статистики? 2.Как
изображаются статистические данные? 3.Привести
пример опроса своих одноклассников 4.Результат
представить в виде мультимедийной презентации + показать умение строить
различные диаграммы ·
Исследователи
теории множеств Вам предстоит познакомиться с практическим
применением кругов Эйлера, разбирая сюжетные задачи. Результат вашей работы -
буклет с примерами применения кругов Эйлера в практической деятельности +
показать решение одной наиболее интересной задачи.
·
Исследователи комбинаторики Вам предстоит
выяснить, какие простейшие комбинации применяются в комбинаторике для решения
задач и рассмотреть их формулы. Результат вашей работы – сообщение с
примерами задач ·
математики Вам будет сложнее всего.
Ваша задача - в течение урока правильно решить предложенные
задачи, показав умение применять полученные сведения, и к концу урока
правильно собрать адрес веб-страницы
|
Учащиеся на указанных для их группы сайтах находят
нужную информацию, изучают ее и результат представляют в соответствии с
полученным заданием. |
Источники. Ссылки
на источники информации:
Для
журналистов: http://www.peoples.ru/science/physics/leonard_eyler/index1.html http://citaty.su/kratkaya-biografiya-leonarda-ejlera/ http://www.bibliotekar.ru/brokgauz-efron-ch/121.htm
Для
статистов: http://www.peoples.ru/science/physics/leonard_eyler/index1.html http://citaty.su/kratkaya-biografiya-leonarda-ejlera/ http://www.bibliotekar.ru/brokgauz-efron-ch/121.htm
для
исследователей теории множеств: http://portal.tpu.ru/lyceum/innovacion/workroom/sets.pdf http://pm298.eto.tom.ru/reshenie/elem.html
http://images.yandex.ru/yandsearch?nojs=1&text=теория
множеств примеры
для
исследователей комбинаторики:
wiki.vladimir.i-edu.ru›images…4c/Решение…задач.doc
|
4 этап. Оформление результатов.
20 мин |
||
Учитель выполняет роль консультанта |
Каждая группа выполняет свое
задание с помощью учителя. 1 гр – заметка для рубрики
«Знаете ли вы…» 2 гр – презентация диаграмм статистики 3 гр- буклет с кругами
Эйлера 4 гр- сообщение 5 гр- оформление
веб-страницы |
Общий
план работы 1.Выберите для себя одну из ролей, от лица которой
вам бы хотелось пройти веб - квест, по этому принципу объединитесь в группы.
|
5 этап. Обсуждение результатов.
20 мин |
||
Учитель
оценивает проекты
Учащиеся выступают перед классом,
показывая результат своей работы |
||
6. Решение задачи (работа в парах) –5 мин |
||
Предлагает на закрепление решить следующую задачу по
комбинаторике |
Ученики в парах решают одну из предложенных задач |
1. В субботу в 5 «А» классе 5 уроков:
физкультура, русский язык, литература, ИЗО, математика. Сколько можно
составить вариантов расписания на день? Сколько можно составить вариантов
расписания на день, зная, что математика – последний урок? 2. Участники лыжных
соревнований стартуют с интервалом в 30 секунд. Чтобы определить порядок
старта, спортсмены тянут жребий, определяющий номер старта. Сколько
существует различных последовательностей выхода лыжников на старт, если в
соревнованиях принимает участие 6 лыжников. Через какой промежуток времени
все спортсмены будут на лыжне?
|
7. Рефлексия урока – 2 мин |
||
Какова была цель урока? Достигли ли мы цели урока? . Решена ли проблема, поставленная в начале урока?
Какие трудности возникли? Соответствовал ли наш эпиграф уроку? |
(Отвечают на поставленные вопросы, анализируя
собственную деятельность на уроке) |
|
7. Домашнее задание – 3 мин |
||
Записываем домашнее задание. Решить задачи №1,№2. есть ли вопросы? (контролирует запись домашнего задания в дневник или
тетрадь) |
(записывают, задают вопросы при возникновении
таковых) |
1.
Сколько трёхзначных чисел можно составить, используя цифры 3 и 5? 2. Андрей зашел в магазин, чтобы купить майки. В
магазине оказались майки четырех цветов: белые, голубые, красные, черные. а) Сколько вариантов
покупки есть у Андрея, если он хочет купить две майки? Подсказка: обозначьте цвета маек буквами Б, Г, К, Ч.
Составьте дерево возможных вариантов б) Сколько вариантов покупки есть у Андрея, если он
хочет купить две майки разного цвета?
|